Здравствуйте, батюшка! Не грешно ли дружить с мусульманами? Я познакомилась с женщиной, дети наши ровесники, приглашает в гости в Дагестан, к морю. Нам комфортно общаться, но смущает, что она носит религиозную одежду мусульман и не ест свинину.
Отвечает о. Игорь Шумилов
Никакого греха в дружбе с хорошим человеком нет. Конечно, вы не сможете молиться вместе, но делать добрые дела, общаться на разные темы вполне возможно. У нас нет заповеди кого-то ненавидеть или не любить, наоборот, мы и врагов должны любить, а уж тем более тех, кто к нам хорошо относится. Единство веры — это хорошо, но нам дорог каждый человек. Ведь Христос умер за всех, и всех любит. «Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере.» (Гал.6:10) Святые люди делали добро всем и нам следует подражать их примеру.
Читать полностью
Здравствуйте, батюшка Игорь. Слушаю вас давно, на многое открыли мне глаза; но в вот что мучает: вижу свои грехи,страсти ,немощи, а что с этим делать, как же бороться,одно и тоже каждый день совершаю! Я просто бессильна их победить, что делать?
Отвечает о. Игорь Шумилов
Преподобный Лев Оптинский на вопрос о том, как преодолевать свои страсти, отвечал, что человек сам не в силах победить их, это действие силы Божией: «Страсти победить сам собою человек не может. Это дело Десницы Вышнего, действие силы Божеской. С нашей стороны должно только непосредственно хранить данное нам от Бога святое произволение и по оному прилагать старание достигнуть в страну бесстрастия». Очень хорошо видеть свои грехи и страсти. Человек, пока не увидит своей болезни, не будет обращаться к врачу. Пока не поймёт, что погибает, не станет просить спасти его. Пока Господь не освободит нас от страстей, а этого может и не...
Читать полностью
Добрый день! С Праздником! Преамбула: Вера — это уверенность в невидимом. Т.е. крепкая вера — это когда человек убежден и ничто не может его переубедить (ну может кроме какого-то видимого экстраординарного действия). Мы говорим, что Наша вера — это реальный опыт взаимного Богообщения. Однако и тут мы опираемся на то, что субъективно (скажем ощущение благодати после Причастия — как отличить его от эйфории, которая наступила от горячей запивки с сухарем после 3 дней голодания да еще и 12-часовой жажды? (как У Солженицина — .. после карцера в камеру наконец принесли кипяток от которого становишься пьяным). Вижу одиноких молящихся мусульман в метро, и думаю: вот их никто не видит, можно схалтурить — нет кладут коврик и молятся… Или плачущий боевик-смертник в джихад-мобиле, которому говорят его товарищи: когда тебе страшно, думаю об аллахе и он едет на смерть. Или Арий, которого так и не смогли переубедить сотни людей. Собственно вопрос: глубинная сущность ВЕРЫ в крепком убеждении, или в некоем волшебном действии благодати (т.е. говорят что душа видит Бога и пр.)?
Отвечает о. Игорь Шумилов
Здравствуйте! «Глубинная сущность» — это конечно немного странно звучит. Наша вера ̶ реальный опыт богообщения. Но не атомизированного, а церковного. Мы верим в Бога Авраама, Исаака и Иакова. Значит мы доверяем Аврааму в его общении с Богом, Давиду доверяем, апостолам и всем святым даже до наших дней. Конечно и личный опыт каждый имеет, что очень важно. Собственно ответ: и в том, и в том. Это синергия. «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня». (Иоан.6:44) То есть и в убеждении, и в благодати. Благодать призывает, а человек или принимает этот призыв, или нет. «Симон Петр...
Читать полностью
Навязывает ли Бог человеку что либо, или же человеку предоставлена свобода действий, мыслей?
Отвечает о. Игорь Шумилов
Человеку дарована свобода. Это дар Божий и он Богом не нарушается. Слово «навязывает» совсем не подходящее. Жизненные обстоятельства иногда «подталкивают» человека к какому-то решению или действию. Но нравственный выбор за человеком.
Читать полностью