Спроси о вере
Задать вопрос

Вопрос от Иван

14.02.2022

Вопрос

Добрый день! С Праздником! Преамбула: Вера — это уверенность в невидимом. Т.е. крепкая вера — это когда человек убежден и ничто не может его переубедить (ну может кроме какого-то видимого экстраординарного действия). Мы говорим, что Наша вера — это реальный опыт взаимного Богообщения. Однако и тут мы опираемся на то, что субъективно (скажем ощущение благодати после Причастия — как отличить его от эйфории, которая наступила от горячей запивки с сухарем после 3 дней голодания да еще и 12-часовой жажды? (как У Солженицина — .. после карцера в камеру наконец принесли кипяток от которого становишься пьяным). Вижу одиноких молящихся мусульман в метро, и думаю: вот их никто не видит, можно схалтурить — нет кладут коврик и молятся… Или плачущий боевик-смертник в джихад-мобиле, которому говорят его товарищи: когда тебе страшно, думаю об аллахе и он едет на смерть. Или Арий, которого так и не смогли переубедить сотни людей. Собственно вопрос: глубинная сущность ВЕРЫ в крепком убеждении, или в некоем волшебном действии благодати (т.е. говорят что душа видит Бога и пр.)?

Отвечает о. Игорь Шумилов

Здравствуйте!

«Глубинная сущность» — это конечно немного странно звучит.

Наша вера  ̶  реальный опыт богообщения. Но не атомизированного, а церковного. Мы верим в Бога Авраама, Исаака и Иакова. Значит мы доверяем Аврааму в его общении с Богом, Давиду доверяем, апостолам и всем святым даже до наших дней. Конечно и личный опыт каждый имеет, что очень важно.

Собственно ответ: и в том, и в том. Это синергия.

«Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня». (Иоан.6:44)

То есть и в убеждении, и в благодати. Благодать призывает, а человек или принимает этот призыв, или нет.

«Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго.» (Иоан.6:68,69)