Спроси о вере
Задать вопрос

Почему Бог допускает войны?

18.09.2019

Вопрос

Почему Бог допускает войны?

Отвечает о. Игорь Шумилов

Чтобы достоверно знать, зачем Бог допустил то или иное событие, нужно вопросить пророка, который может возвестить волю Божию. Притом, что касается каждого конкретного случая. Мы же можем размышлять о Божиих судьбах только предположительно. Исходя, в первую очередь, из Священного Писания и Предания Церкви.

Бог, как любящий Отец, желающий всем спасения и познания истины, применяет те или иные наказания (научения) в процессе «воспитания» своих чад. Это хорошо и должно быть полезно для наказуемого.

«Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает.

Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?

Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны.

Притом, [если] мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить?

Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей — для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его.» (Евр.12:6-10)

«И знай в сердце твоем, что Господь, Бог твой, учит тебя, как человек учит сына своего.» (Втор.8:5)

Судьбы свои имеют не только отдельные люди, но и народы. Так вот можно предполагать, что такие масштабные, а иногда и глобальные явления как войны, являются орудием наказания, воспитания целых народов.

Для Господа важно не внешнее, мирское, материальное благополучие человека или народа. Ведь именно во дни материального благоденствия, как правило, умножаются грехи и беззакония. А иногда народ или страна становятся на путь прямого богоборчества. Мы наблюдали это совсем недавно, в ХХ веке. И войны становятся как бы огненным средством очищения народа или удерживают страну от ещё большего зла.

Например, Вторая Мировая война стала с одной стороны, средством очищения Европы от фашизма – греховной, античеловеческой идеологии, а с другой – явилась поводом и причиной для уменьшения гонений и дарования некоторых свобод Русской Церкви, да и вообще верующим людям Советского Союза.

По данным правительственной комиссии по реабилитации жертв политических репрессий, в 1937 году было арестовано 136900 православных священнослужителей, из них расстреляно – 85300; в 1938 году арестовано 28300, расстреляно – 21500; в 1939 году арестовано 1500, расстреляно – 9000, в 1940 году арестовано 5100, расстреляно – 1100, в 1941 году арестовано 4000, расстреляно – 1900.

Если учесть, что аресты и расстрелы священнослужителей никогда не прекращались с 1917 года, а из отправленных в тюрьмы, лагеря и ссылки выжили немногие, то можно с уверенностью констатировать: если бы эта кровавая бойня продолжалась еще несколько лет, то все священнослужители «как класс» были бы истреблены под корень.

Однако наступила война… И хотя аресты «церковников» продолжались и продолжались, вплоть до хрущевских времен, все же масштаб и темп этого бедствия изменились.

Кроме того, нужно понимать, что были и политические репрессии, но здесь разбирается по преимуществу духовная сторона вопроса.

Есть рассуждение одного духовного человека, который сказал об этом так: зло, попущенное Богом и обрушившееся на Россию кровопролитной войной с фашистами, приостановило другое, горчайшее, внутреннее зло, которое водворилось в самом ее теле и грозило окончательно убить ее душу.

Не так ли Господь порой пытается остановить обезумевшего грешника, посылая ему страшные болезни и невыносимые скорби? И заботится Господь о бессмертной душе человека, а не о временном, земном благосостоянии. Смерть тела не есть зло в перспективе жизни вечной. И ещё, заботится Господь, прежде всего о устроении Церкви Своей, куда зовет всех желающих спасения, а не о соблюдении прав человека во всем мире.

И как в судьбе человека, не всегда сразу понятна цель наказания, так и в судьбах народов тем более, смысл происшедшего может быть понят только по прошествии многого времени.

Господь действует в истории не через ангелов, а через людей и всегда, даже проявление человеческого греха старается направить к пользе. Всякое действие Божие не сиюминутно, но имеет целью благие плоды. Пример жизни человека служит его потомкам или добром или соблазном. Всякое потрясение, как правило, обнажает нравственную суть. В военное время виднее героев и предателей и во времена гонения проявляются святые и отступники.

«Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности.» (Евр.12:11)